Глава 8. Ковка и расковка
Выплавленный булатный сплавок я подвергаю тщательному внеш- нему осмотру. Если сплавок ровный и без раковин, а верх сплавка имеет в центре небольшое углубление или усадку и при этом весь сплавок покрыт сетчатым выпуклым узором, то можно считать, что плавка была очень удачной. Остается только отполировать и протра- вить раствором кислоты отдельные фрагменты верхней части сплавка и желательно всю нижнюю часть – наличие недоплавившихся кусоч- ков стали, скапливавшихся именно внизу, зачастую бывает неожидан- ным. Если они отсутствуют, можно закладывать сплавок в горн для отжига. Отжиг провожу при температуре 850оС – светло-красный цвет и до 650оС – темно-вишневый цвет. Процесс занимает по времени ча- сов 8 и с последующим остыванием в горне вместе с углями на ночь.
Если сплавок имеет раковину – стачиваю их на точиле. Занятие это нудное и очень пыльное и без респиратора тут не обойтись.
Отсутствие на сплавке усадки свидетельствует о наличии скоплений различных примесей или грязи в верхней или нижней части сплавка или иными словами сплавок имеет внутреннюю усадочную раковину, которую тоже необходимо сточить. Об этом, кстати, предупреждал Аносов П. П. в своей книге «Сочинение о булате». Оставшаяся часть сплавка тоже полируется сверху и снизу, травится и отправляется в горн для отжига.
Первые два часа находящийся в горне сплавок совершенно не окис- ляется и лишь на третьем или четвертом часу покрывается тонким сло- ем окалины ярко-фиолетового цвета. Постепенно этот слой нарастает и к утру уже имеет солидную толщину.
Я работаю на коксе, а не на угле, что само по себе создает трудности для поддержки заданной температуры в горне, поскольку кокс – штука капризная. При выключенной подаче воздуха может долго тлеть при до- статочно высокой температуре, а может и внезапно просто потухнуть.
На следующий день отожженный сплавок медленно нагреваю в горне до светло-красного цвета при тихом дутье. Сплавок имеет вид лепешки и поэтому первые несильные удары бойками молота наношу с боков, затем кладу сплавок плашмя на боек и приглаживаю. После этого помещаю сплавок в горн, где он опять прогревается до темпе- ратуры 800–850оС, то есть до светло-красного цвета. И так раз 5–7, формируя прямоугольный брусок. В ковке раз от раза он становится мягче и мягче и остывает под молотом уже гораздо медленнее.
Прямоугольный брусок с разной шириной сторон опять же неспеш- но формирую в квадратный с примерно одинаковой шириной сторон, при этом он вытягивается в длину. Если на гранях бруска начинают по- являться небольшие трещины – стачиваю их на точиле. Это нормаль- но. При достижении ширины сторон бруска 40 х40 мм или 30 х30 мм разрубаю по центру на две примерно равные половинки.
Остывшие бруски шлифую на точильном круге по месту разруба и рассматриваю их. Если их поверхности ровные и без включений темных точек грязи, можно ковать дальше. Если есть дефекты – стачиваю.
В процессе формирования прямоугольного бруска в квадратный по каким-либо внешним признакам или нанесения каких-то меток, замечаю верхнюю и нижнюю кромки сплавка, поскольку разница в содержании углерода у них очень существенная.
Получившие брусочки проковываю уже при более низкой темпера- туре, то есть нагреваю до красного цвета до размеров ширины сторон 15 х15 мм и плющу в пластины до толщины 5–6 мм. Впоследствие отполировав и протравив пластинки, визуально определяю качество узора и то, какую часть пустить на обух и лезвие.
На всем протяжении ковки сплавка и до расковки его в пластины нужен строгий контроль над нагреваемой в горне заготовкой. Мно- го раз, чем-то отвлекшись, я умудрялся перегреть как сплавки, так и почти готовые пластины и первые рассыпались под молотом, как чугунные, а вторые имели вид сожженных стальных полос.
На это занятие, как правило, уходит целый день, если, конечно ,ни на что другое не отвлекаться.
На всем протяжении, от начала ковки сплавка до последующей расковки его в пластины, я использую только бойки молота. Описы- ваемый мною способ ковки и расковки булатного сплавка, к которому я пришел в результате многочисленных проб и ошибок, мало чем отличается от способа Аносова П. П. Согласитесь. Булатные узоры, как полосатые и волнистые, так и сетчатые и коленчатые, целиком и полностью зависят от узоров в выплавленном сплавке, а грамотно проведенная его расковка гарантирует качество пластины и так же чистоту грунта. И разговор о них у нас еще тоже впереди, читатель.