Глава 5. Плавка
Плавку приходится проводить, как правило, во время обеден- ного перерыва. К этому времени уже изготовлен тигель. В него заложены прокованные под размер тигля куски или кусок стали, не имеющей на себе никакой ржавчины, а так же графит, железная окалина и флюс. Я чищу горн за час до обеденного перерыва, ставлю на решетку керамическую подставку под тигель и разжигаю горн. Убедившись, что кокс разгорелся, ставлю на подставку тигель и за- валиваю печь коксом до самого верха. Закрываю крышкой и откры- ваю чуть-чуть заслонку подачи воздуха в горн. В течение примерно тридцати минут кокс постепенно разгорается и также постепенно разогревается тигель с шихтой. В зависимости от того как идет горе- ние, то есть минут через 15–20, я начинаю увеличивать потихоньку подачу воздуха, а в течение 10–15 минут до полной подачи. И на- чинается собственно плавка.
Через сорок минут я облачаюсь в атрибуты плавильщика – надеваю плотный брезентовый фартук, на голову водружаю самодельную за- щитную маску, толстое оргстекло которой надежно защищает лицо, и на руки двойные, хорошо смоченные в воде защитные рукавицы. Уменьшив дутье до минимума, резко снимаю крышку с печи и став- лю ее на стол рядом с печью. Длинной кочергой с широкой лопатой освобождаю тигель от белого раскаленного кокса – нетерпимый жар заставляет делать все быстро и буквально отскакивать от печи время от времени, так как уши начинают гореть огнем и закручиваться как у поросенка, опаливаемого паяльной лампой. Куски стали к этому времени как правило еще нерасплавленные полностью, и поэтому я добавляю в тигель флюс, заваливаю раскаленным коксом, добавляю еще кокса в печь и закрываю крышку. Плавка продолжается.
Минут через двадцать опять уменьшаю дутье до минимума и сни- маю крышку с печи. Опять освобождаю тигель от кокса. Если шихта расплавилась, вычерпываю с ее поверхности пепел и мелкие кусочки кокса, плавающие на этой поверхности. Беру длинный щуп и про- щупываю им расплав, потому что недоплавившиеся кусочки стали находятся на дне тигля. Они, как правило, уже достаточно мягкие и имеют дурную привычку привариваться к раскаленному щупу. Если куски стали или кусок достаточно крупные – опять добавляю в тигель флюс, заваливаю его коксом, добавляю в печь свежего кокса и закры- ваю крышку. Плавка продолжается.
Минут через двадцать все опять повторится сначала с той лишь разницей, что при помощи щупа я убеждаюсь в том, что сталь рас- плавлена, здесь очень легко ошибиться, потому как кусочки недопла- вившейся стали, как я уже упоминал, очень мягкие. Итак, убедившись в том, что сталь полностью расплавилась, я закрываю заранее приго- товленной и достаточно подогретой крышкой тигель, предварительно вычерпав скопившийся над расплавленным флюсом шлак и кусочки кокса. Заваливаю тигель оставшимся в печи коксом и опять включаю дутье минут на 5 или 10. Крышка при этом закрыта.
Время плавки зависит от множества причин – количества заложен- ной в тигель стали, качества и крупности кокса, его влажности, темпе- ратуры и влажности подаваемого воздуха, да и просто от настроения или каких-то внешних обстоятельств и тому подобное.
Режим остывания – очень ответственный момент. Температурная кривая остывания булатного расплава, в результате которой получа- ются булаты с крупным узором, то есть где нити перлита достаточно крупные и цементит, заполнивший оставшееся пространство сплавка разбит (не механически, естественно) на фрагменты в виде точек, всегда идет рядышком с температурной кривой, в результате которой цементит превращается в углерод отжига или графит, в чем нас убедят, читатель, дальнейшей плавки, и температурную кривую не так-то про- сто выдержать. К тому же она зависит и от температуры расплава, а она всегда бывает разной. В течение всего этого года, да и последующих лет я применял различные режимы остывания, пытаясь добиться наилучшего результата – все они подробно записаны в моем дневнике, но главное всегда было одно – время остывания от состояния полно- го расплава до температуры примерно 850 оС – минут 35–40. И так дутье выключено, я снимаю железную крышку с печи и освобождаю тигель от углей наполовину или на 2/3. Тигель и расплав в нем осты- вают достаточно медленно, и когда он становится светло-красным, опять заваливаю его коксом, оставшимся в печи. Если позволяют обстоятельства, то можно оставить так его и на ночь. Если нет, жду, пока тигель не почернеет, и щипцами вынимаю его из горна. Ставлю его на стол, где он сам по себе и остывает. В это время разбираю печь, чищу горн. Когда тигель остынет, тоненьким зубильцем отрубаю приплавившуюся к нему подставку и крышку. В силу того, что спла- вок всегда имеет вид маленького хлебца, то есть верхняя его крошка получается с буртиками, которые и не дают достать сплавок из тигля. Поэтому я разбиваю тигель молотком и достаю сплавок. Сплавок оцениваю по внешнему виду, он может иметь раковины, а может быть чистым и ровным. Цвет сплавка бывает тоже разным: стальным, серебряным с цветной верхней крошкой или золотым. По выпукло- му узору на сплавке уже можно судить о том, что мы имеем внутри. Шлаки по цвету тоже бывают разные: от молочного цвета, до зеленого, темно-зеленого и черного. Плавка закончена.