Глава 4. Рождение булата в России

В 1828 году министр финансов граф Канкрин, заинтересовав- шийся исследованиями Фарадея и Бреана, предпринявших попытки изготовить образцы индийского «вутца», в том числе сплавляя сталь с платиной и извещенный руководством Корпуса горных инженеров об открытии крупного месторождения платины на Урале, поручил это- му же руководству повторить опыты Фарадея. А выбор пал на горного инженера Аносова Павла Петровича.

Позднее результаты своей работы Аносов П. П. очень кратко и очень точно изложил в своей работе «Сочинение о булате». А зада- чу, которую ему надлежало решить, прокомментировал так: «Не имев до того времени случая видеть производства литой стали, ни переплав- лять ее, легко представить, сколько представляло мне затруднений, чтобы хотя в некоторой мере исполнить лестное поручение начальства. Надлежало устроить печь, приготовить огнеупорные тигли, избрать способ приготовления литой стали, ибо сплавление английской стали с платиной не могло принести существенной пользы. Все руководства об этих предметах, бывшие известными мне в то время, оказались или недостаточными по краткости, или несообразными с местностями. Оставалось прокладывать новый путь…»

Более года потратил П. П. Аносов на подготовительные работы, а проведя 15 опытов, сплавляя сталь с платиной, пришел к заключе- нию, что узоры полученной платиновой стали мало похожи на узоры индийского вутца. Сплавление литой стали с различными флюсами, содержащими в себе алюминий или другие металлы (опыты с 20 по 35), дали тот же отрицательный результат. Так прошло два года.

А в 1830 году, как я уже писал, с Златоустовской оружейной фабри- ки, где работал Аносов П. П. над булатом, отправляют в Тифлис масте- ров для обучения к известному оружейному мастеру Елизарову.

А Аносов П. П. продолжает свою работу. Он проводит ряд опытов, сплавляя сталь с марганцем, титаном, хромом, серебром и золотом, а в получаемых образцах стали его интересуют уже не только узоры, а и механические свойства стали – твердость и хрупкость (опыты с 36 по 52), и приходит к следующему выводу: «Если прибавление по- сторонних металлов имеет видимое влияние на сталь, то свойства ее должны зависеть от качества самого железа, в котором всегда остаются посторонние примеси в количестве более или менее значительном, как подтверждают и химические разложения железа».

И с этого момента, читатель, заканчивается работа горного ин- женера П. П. Аносова, пытавшегося практически повторить опыты Фарадея, и начинается глубокая и разносторонняя работа ученого П. П. Аносова. Работая с булатом, он попутно разрабатывает метод получения качественной тигельной стали. Заметив, что флюс, за- ложенный в тигель вместе с кусками стали, расплавляется гораздо быстрее и сталь какое-то время остается открытой и успевает в той или иной мере науглеродиться печными газами, что значительно снижает ее ковкость, он закрывает тигли крышками, способствуя тем самым замедлению процесса цементации и окисления стали. Подробное описание этого метода Аносов П. П. изложил в своей работе «О при- готовлении литой стали», и в «Сочинении о булате» она, естественно, отсутствует. Но я приведу вам длинную-предлинную цитату из нее, поскольку она нам в дальнейшем очень пригодится.

«Плавление стали. С покрытием горшка крышею, начинается окон- чательная плавка стали. Она продолжается от 1½ часа до 2 часов. В продолжение одного часа рабочий не имеет другого занятия, кроме поправления кочергою скоро сгорающих углей и прибавления новых. Почти каждые пять минут он должен прибавлять лопатку. Надлежащая степень жара познается по количеству и цвету выходящего из горна пламени и по величине выбрасываемых из него искр. Светлое, ровное по всему горну пламя означает хороший ход печи, синеватое – недо- статок дутья, а вылетающие кусочки угля, например, величиною с ка- леный орех, излишество его. Впрочем, опытность научает еще боль- шей точности в определении степени жара, нежели описать можно. По прошествии часа мастер начинает осматривать горшки. Для сего он, дав немного спуститься углям, остальные над горшком, разгребает по сторонам кочергою и потом спускает в скважину горшка, находя- щуюся под крышею, небольшой железный крючок, испытывает им плавимую массу и по количеству оставшихся обсечков судит о времени совершенного расплавления. Искусство мастера в сем случае состоит в том, чтобы остановить работу в то мгновение, когда последний ку- сочек обсечков начинает расплавляться. Но так как достигнуть сего во многих горшках весьма трудно, то лучше останавливать работу, когда еще несколько таких кусков плавает на поверхности, в чем он может всегда удостовериться крючком. Во время плавления стали иногда по- являются стальные искры в шестке, служащие признаком повреждения горшка. В таком случае, не ожидая окончания работы, следует остано- вить дутье и вынуть горшок для выливки, по крайней мере того, что уже сплавилось. Впрочем, от положения скважины зависит достоинство полученной стали: если она в нижней части горшка и значительна, то от доступа воздуха сталь повреждается,делаясь не ковкою.

Отливка в формы.

Сталь выливают в чугунные формы, соразмерные с величиной горшков…»

Именно из этой работы «О приготовлении литой стали» нам будут приводить одно единственное предложение герои наших следующих глав как неоспоримый «факт», доказывающий, что Аносов П. П. вы- плавлял не индийские или персидские булаты, имеющие дендритную структуру, образующуюся только при полном расплаве шихты в тигле, а так называемые «фаранды», в которых имеются недоплавившиеся обсечки железа в высокоуглеродистой матрице. При этом они напрочь «забудут», что приводимый ими «факт» не имеет никакого отношения к плавке булата, и заодно сделают множество «открытий чудных», состоятельность которых будут доказывать не менее увлекательно и интересно.

Приготовленная таким образом ковкая сталь, как основа для из- готовления булата, не устраивает Аносова П. П., и он обращается
к навивному железу. Получившийся расплав, во избежание его насыщения кислородом, Аносов П. П. оставляет остывать в тигле: «Хотя сталь, медленно охлажденная в тигле, имеет наклонность к кристал- лованию и образованию узоров, но узоры ее столь мелки, что без по- мощи микроскопа с трудом распознаваемы могут быть и то не всегда. Но в стали, получаемой без крыши с помощью флюса и окалины, узо- ры явственнее, хотя она представляет те же затруднения в проковке.

б) Не бывший в ковке сплавок богаче узорами на дне, чем вверху.

с) В прикованных сплавках узоры обнаруживались или только ме- стами, или совсем исчезали. Из этого следует, что неровность узоров и самое уничтожение их зависит от ковки, а впоследствии увидим, что преимущественно от излишнего нагрева стали при ковке. По- добные следствия бывают и с настоящими булатами, требующими весьма осторожной обработки. Между тем, узоры, происходящие от посторонних металлов не уничтожаются ни от выливки в форму, ни от ковки…

Все вышеупомянутые результаты привели меня к заключению, что булат есть не смесь стали с каким-либо металлом, но смешение железа с углеродом, подобное стали, и что причины образования крупных узоров надлежит ближе всего искать в способе соединения железа с углеродом».

Итак, читатель, проведя в течение 4 лет огромное количество пла- вок, Аносов П. П. приходит к твердому и главному выводу:

1. Булат – это сплав железа с углеродом.

2. Булат получается в результате медленного охлаждения в тигле под слоем флюса.

Остается найти правильный способ соединения железа с углеро- дом. Как известно, именно на этом этапе потерпел поражение Бреан. Он, по сведениям П. П. Аносова, сплавлял железо с чугуном.

В течение 1833 года Аносов П. П. проводит целую серию плавок, сплавляя железо с кленом, березой, цветами, ржаной мукой, гол- ландской сажей, пожженным рогом животных, чугуном и делает еще одно важное заключение: успех в получении булата зависит не только от способа соединения железа с углеродом, а и от наименьшего коли- чества примесей в расплаве или его чистоты.

В этом же 1833 году, сплавив навивное железо с графитом (опыт 107), Аносов П. П. получает первую булатную полосу сетчатого булата: «Плавка проводилась без крыши. При охлаждении тигля металл казал- ся несовершенно расплавленным, ибо на сплавке видны были формы куска железа, между коими заключался графит. Но сплавок удобно
проковался. При ковке заметен был запах серы. В нижнем конце обнаружились узоры настоящего «хоросана». От нижнего конца вытянут ко- ванец для клинка. При ковке употреблено старание к сохранению узора. Таким образом, получен был первый клинок настоящего булата».

ружились узоры настоящего «хоросана». От нижнего конца вытянут ко- ванец для клинка. При ковке употреблено старание к сохранению узора. Таким образом, получен был первый клинок настоящего булата».

Хочу обратить ваше внимание, читатель, на следующее обстоя- тельство: недоплавившиеся обсечки в плавках Аносова П. П. скапли- вались вверху, что говорит о том, что сплавки или расплавы начинали остывать сверху, это я знаю, исходя из своего опыта. А кованец для клинка Аносов П. П. получил из нижней части сплавка, весом около 4 кг. То есть, большая часть сплавка, включая недоплавившиеся обсеч- ки, пошла в брак. Но эта плавка Аносова П. П. приводится авторами «теории недоплавившихся обсечков», как второй и неопровержимый «факт», доказывающий их правоту. Но я думаю, что любой здравомыс- лящий человек, хоть однажды видевший клинок с булатным узором, сразу поймет, что недоплавившиеся куски железа – обсечки, по своим размерам несопоставимы со шляпками гвоздей или размельченной железной стружкой и булатный сплавок или же уже раскованная булатная полоса, будучи отполированы и протравлены, к примеру, 3–5 % раствором азотной кислоты явят нам следующую картину: спла- вок – на фоне булатного узора безобразные черные или серые пятна размером в квадратный сантиметр и более, полоса – черные или серые хвосты, вытянувшиеся по длине полосы на фоне булатного узора.

Нечто подобное мне пришлось увидеть в одном из главных музеев страны – Центральном политехническом музее на стенде П. П. Аносо- ва. В числе прочих немногочисленных экспонатов там находится кор- тик со скромной подписью: «Кортик булатный. Златоуст. 50-е годы». Клинок выглядит примерно так же, как сплавок на фото № 1 с той лишь разницей, что серые пятна находятся не на фоне булатного узо- ра, а на светлом стальном фоне.

«Журнал опытов» Аносова П. П. содержит следующую запись, датированную концом 1834 года: «Выписка различного графита и по- вторение вышеописанных опытов продолжалась около двух лет. В это время я не вел журнала, ибо опыты не сопровождались особенными успехами. Замечены были только те из них, кои заключали изменение в способе». Опытов, относящихся к 1836 году, всего два и в одном из них есть примечание: «При повторении сих опытов замечено, что графитные пассауские тигли заключают не одинаковый графит. Опы- ты остановил до отыскания лучшего графита, а до получения оного я заменил его простыми карандашами с деревом».

Позволю себе заметить, что изготовление булата было не единственной работой П. П. Аносова и административные обязанности отнимали у него довольно достаточно времени и сил. И как явствует из записей Аносова П. П. графит ему не доставили ни в 1832 году, ни в 1833, ни в последующие 1835 и 1836 годы и он добывал, где только мог: из старых разбитых тиглей, из карандашей, а что-то удавалось собрать в окрестностях «в виде мелких галек».

Читатель, вы можете себе представить,к примеру Бреана, ры- скающего в окрестностях Парижа в поисках графита? Я – нет. Тогда чем можно объяснить такую преданность булату Аносова П. П.? Я думаю, двумя причинами: 1) Аносов П. П. понял, что булат он сделает, так как им уже были получены и раскованы несколько булатных сплавков. 2) Изготовление булата стало для него просто делом чести.

В начале 1837 года Аносову П. П. предлагают повторить опыты Бреана, суть которых состояла в сплавлении железа с голландской са- жей. Полученные булаты с мелким узором и светлым грунтом не удо- влетворяют Аносова П. П. В этом же году привозят графит «в кусках от тиглей», а 45 проведенных в течение года опытов говорят сами за себя: Аносов П. П. стремительно идет к финишу. Он устанавливает, что «пожженный горный кварц хотя не уничтожает их (узоры – прим. авт.), но может, судя по первоначальным опытам, вредить качеству металла. Почему вместо горного камня, полагаю употребить доломит и что прибавление окалины улучшает металл».

Итак, читатель, три последние составляющие, крайне необходимые для получения качественного булата, не уступающего индийскому вутцу ни по грунту, ни по узору, ни по гибкости, ни по остроте лезвия, получены:

1. Графит – как лучшая углеродосодержащая добавка к нему.

2. Доломит – как лучший флюс.

3. Железная окалина – как улучшающая металл или грунт.

Если исходить из данных «Журнала опытов», то Аносову П. П. понадобилось целых девять лет, чтобы подробно разработать свой, отличный от индийского и персидского способов, способ изготов- ления булатных сплавков, способ их расковки, закалки, полировки и травления, то есть все операции, начиная от изготовления тиглей и до травления уже готового клинка. А помимо этого способа еще и способ изготовления литого булата. Все четыре способа получения булата, как опробованных, так и разработанных Аносовым П. П., я перечисляю в том же порядке, как это сделал автор для того, чтобы в дальнейшем избежать путаницы:

1. Индийский способ – сплавление железных руд с графитом.

2. Персидский способ – сплавление железа с чугуном и железной окалиной.

3. Литой булат Аносова П. П. с помощью продолжительного отжига без доступа воздуха кусов железа или стали.

4. Сплавление железа с графитом и железной окалиной, способ, разработанный Аносовым П. П.

«Четвертый способ, как почитаемый мною удобнейший и соот- ветствующий при наименьших расходах к получению настоящих булатов, представит предмет сей главы («Плавка» – прим. авт.) Итак, читатель выдержки главы «Плавка», входящей в работу П. П. Аносова «Сочинение о булате»:

«Четвертый способ, как почитаемый мною удобнейший и соот- ветствующий при наименьших расходах к получению настоящих булатов, представит предмет сей главы («Плавка» – прим. авт.) Итак, читатель выдержки главы «Плавка», входящей в работу П. П. Аносова «Сочинение о булате»:

«В обыкновенный тигель, уменьшенный в вышину, закладывается для булата токмо 12 фунтов железа, ибо увеличение сплавков сопряжено с затруднением в проковке. Вообще при закладке железа наблюдается правило, чем тверже должен быть металл, тем менее следует употреблять железа. Таким образом количество его уменьшается до 10 и до 8 фунтов. На железо полагается состав, приготовленный из графита, железной окалины и флюса… доломит сам по себе составляет легкоплавкий флюс, почему он не должен превысить ½ фунта, в противном случае повре- дится тигель. Но если количество его будет соответствовать примеси в графите, то с помощью доломита получается булат лучшего качества, нежели с помощью кварца. Заложив материал в тигель, покрывают его глиняной крышей, и пускают в печь дутье через шесток, как описано в сочинении о стали, в такой мере, чтобы жар был сильный, но чтобы из печи не вылетали мелкие угли… При прошествии 3 ½ часов металл обыкновенно бывает расплавлен и покрыт тонким слоем шлака, а над ним лежит часть графита, поднятого шлаком. Потеря графита прости- рается в то время до 1/4 фунта. Металл имеет слабые продольные узоры, светлый грунт, а если графит хорошего качества, то и отлив. Продолжая плавку 4 часа, графита в потере бывает до 36 золотников, металл полу- чает узоры струистые. После 4 ½ часов потеря в графите простирается до 48 золотников, а узоры в металле волнистые, средней величины. В то время тигель начинает наклоняться в сторону, в таком случае про- должение плавки становится опасным и должно ее остановить. Но если наклонение тигля незначительно, то плавка продолжается еще ½ часа. Тогда потеря в графите простирается до ¾ фунта и в металле появля- ются узоры сетчатого булата, средней величины, шлаку накопляется до ½ фунта. Когда замечено будет, что тигель хорошо простоял пять часов, а колосники в печи не заплыли шлаком, так что дутье проходит
в печь свободно, то продолжают плавку еще ½ часа, в сем случае потеря «В обыкновенный тигель, уменьшенный в вышину, закладывается для булата токмо 12 фунтов железа, ибо увеличение сплавков сопряжено с затруднением в проковке. Вообще при закладке железа наблюдается правило, чем тверже должен быть металл, тем менее следует употреблять железа. Таким образом количество его уменьшается до 10 и до 8 фунтов. На железо полагается состав, приготовленный из графита, железной окалины и флюса… доломит сам по себе составляет легкоплавкий флюс, почему он не должен превысить ½ фунта, в противном случае повре- дится тигель. Но если количество его будет соответствовать примеси в графите, то с помощью доломита получается булат лучшего качества, нежели с помощью кварца. Заложив материал в тигель, покрывают его глиняной крышей, и пускают в печь дутье через шесток, как описано в сочинении о стали, в такой мере, чтобы жар был сильный, но чтобы из печи не вылетали мелкие угли… При прошествии 3 ½ часов металл обыкновенно бывает расплавлен и покрыт тонким слоем шлака, а над ним лежит часть графита, поднятого шлаком. Потеря графита прости- рается в то время до 1/4 фунта. Металл имеет слабые продольные узоры, светлый грунт, а если графит хорошего качества, то и отлив. Продолжая плавку 4 часа, графита в потере бывает до 36 золотников, металл полу- чает узоры струистые. После 4 ½ часов потеря в графите простирается до 48 золотников, а узоры в металле волнистые, средней величины. В то время тигель начинает наклоняться в сторону, в таком случае про- должение плавки становится опасным и должно ее остановить. Но если наклонение тигля незначительно, то плавка продолжается еще ½ часа. Тогда потеря в графите простирается до ¾ фунта и в металле появля- ются узоры сетчатого булата, средней величины, шлаку накопляется до ½ фунта. Когда замечено будет, что тигель хорошо простоял пять часов, а колосники в печи не заплыли шлаком, так что дутье проходит
в печь свободно, то продолжают плавку еще ½ часа, в сем случае потеря в графите простирается иногда до 1-го и более фунта, но весьма редко случается, чтобы его вовсе не оставалось… Металл имеет более или менее крупные узоры, сетчатые, а иногда с коленами. Но если графит не особенно хорошего качества, то полученный металл редко бывает возможно проковать… По окончании плавки, когда угли прогорят до основания, тогда останавливают дутье. Тигель оставляют в печи до тех пор, пока он не остынет, или по крайней мере почернеет. Тогда отбив крышку, высыпают остатки графита, разбивают шлак и вынимают сплавок, имеющий вид хлеба. Медленное охлаждение тигля необходимо более для предупреждения в нем трещин, когда металл еще не остыл, но что принадлежит для кристаллования булата. То он, находясь в тигле, не может вдруг охладиться, а выделяя теплоту через тигель, постепенно густеет и наконец получает твердость. При остывании булат получает поверхность или ровную, или на ней, около середины, заметно бывает хотя бы одно место с некоторым понижением, в котором кристаллы булата более видимы и между собой перепутаны. Это составляет так называемую усадку. Она бывает значительнее при булатах, не имеющих отлива, в особенности твердых. Но если в твердом сплавке, не имею- щем блестящей поверхности, вовсе нет углубления, то она заключается внутри самого сплавка. Это доказывает, что такой булат скорее остывает снаружи, нежели внутри, и что он при застывании занимает больший объем, нежели в жидком состоянии. Все такие сплавки не могут быть прокованы, да и булат принадлежит к самому низкому сорту, хотя бы имел и крупные узоры. Главная причина этого явления заключается, по моему мнению, в количестве посторонних примесей, входящих в состав кристаллов…»

Читатель, я заострю ваше внимание на трех очень важных моментах в приведенной почти полностью главе из работы Аносова П. П. «Со- чинение о булате»:

1. Сорт узора (полосатый, струистый, волнистый, сетчатый, колен- чатый) напрямую зависит от количества углерода – чем больше убыль графита, тем лучше узор.

2. Тигель, температура в котором вследствие постепенно прогораю- щих углей падает до температуры начала кристаллизации расплава, начинает уже интенсивно охлаждаться подаваемым воздухом и так вплоть до полного прогорания углей и лишь после этого начинается медленное охлаждение.

3. Сплавки, не имеющие на верхней поверхности ямки или усадки, содержат внутри, в центре так называемую «усадочную раковину» или
«усадочную рыхлость», состоящую из мелких пустот, заполненных газами, частичками графита или флюса, и, как правило, расковке не поддаются.

И вследствие этих трех очень важных причин, все, кто пытался изготовить булат в течение последующих 150 лет, потерпели фиаско. Все, кроме Басова В. И.

Булатные узоры, как я уже упоминал, напрямую зависят от коли- чества углерода, вошедшего в расплав (убыль графита): «Качество прокованного булата возвышается в следующем порядке:

1. Если узор состоит преимущественно из прямых, почти парал- лельных линий, то это есть худший булат.

2. Если прямые линии становятся короче и места их начинают за- нимать кривые, то металл возвышается в достоинстве.

3. Когда проявляются ломаные линии и точки и когда кривые ли- нии умножаются, в таком случае булат становится еще лучше.

4. Когда ломаные линии становятся короче или переходят в точки и появляются во множестве, так что образуют на булате местами по- перечные, подобные сети узоры, разделенные прядями, извивающи- мися по различным направлениям, которые служат как бы связью одной сети с другой, то в таком случае булат еще более приближается к совершенству.

5. Наконец, когда состоящие из точек поперечные сети столько увеличиваются, что составляют грозди, подобные виноградным или простираются почти во всю ширину полосы или вещи, разделяя ее на колены, почти равные между собой и сходные в узорах, в таком случае булат должен быть назван совершенным по узору.

Цвет грунта Аносов П. П. также напрямую связывает с количеством булата: «чем темнее грунт, тем выше достоинства металла, почему в отношении к грунту булаты могут быть разделены на серые, бурые и черные».

Причину, побудившую Аносова П. П. переименовать названия сортов булатов он объяснил так: «Я не придаю азиатских названий каждому сорту булатов, ибо они не всегда определяют степень их до- стоинства, но полагаю за лучшее принять на русском языке названия, основанные на различии узоров. Таким образом булаты могут быть разделены на пять сортов, а именно: на полосатый, струистый, вол- нистый, сетчатый и коленчатый. Все они могут быть: а) с крупным, средним и мелким узором, в) серого, бурого и черного цветов и с) без отлива, с отливом красноватым и золотистым».

Проковку булатных сплавков Аносов П.П. производит «… под хвосто- вым молотом весом до 2 ½ пудов. Сплавок нагревают при слабом дутье в горну до светло-красного цвета, относят под молот и кладут на нако- вальню широким основанием. Проковку начинают на тихом ходу молота, поворачивая сплавок кругом в одну сторону. Эту работу отправляют два человека: один другому помогает, поворачивая клещами сплавок.

При первоначальной проковке повторяют нагревы от 3 до 9 раз. Если сплавок не получил трещин, то его рассекают на три части зуби- лами. При сих работах замечено, чем медленнее проковывается булат и чем чище отсекается, тем он лучше.

Разрубленные части опять идут в ковку под молот, где их сначала проковывают в правильные бруски, а потом в полосы. Чем медленнее стынет металл под молотом, тем выше его достоинство. Лучшие була- ты, несмотря на твердость, проковываются из бруска в полосу с двух нагревов. Я пробовал ковать некоторые без нагрева, и они тянулись ,не получая трещин и во время ковки нагрелись докрасна. Если часть полосы нагреть добела, то при твердом булате она лишается ковкости и рассыпается, а при мягком теряет узоры. Таким образом твердый булат переходит от перегрева прямо в чугун, а мягкий в сталь, которая при дальнейших перегревах также получает седины…

Булат, прокованный в полосы, имеет небольшие неровности и по- верхности плены, происходящие от неровностей при застывании сплав- ка. Чтоб не подвергаться сомнению насчет чистоты откованных изде- лий, лучше полосы предварительно обтачивать и оставлять на них знаки по которым можно было узнавать нижнюю и верхнюю кромку сплавка; ибо нижняя кромка всегда заключает более правильности в узорах, нежели верхняя, и потом должна поступать на лезвие изделия.

Приемы при ковке наблюдаются те же самые, какие и при вся- кой другой стали, только нагревать должно сколь возможно менее и не более мясо-красного цвета, а окончательная ковка или наклепка не требует и этой степени жара, а довольно, если металл будет нагре- ваем до вишнево-красного цвета».

Читатель, авторы некоторых статей и книг, касающихся темы булата, зачастую приводят нам различные приемы ковки булата, в результате которых они получают различные узоры, в том числе и ко- ленчатые, поскольку по мнению Гуревича Ю. Г., автора книги «Загадка булатного узора», Аносов П. П. эти самые приемы «скрывал».

По моему мнению, все эти подробности, расписанные приемы применимы только к мягким сортам булата типа «Шам». Булатные сплавки, содержащие в себе 1,3 % углерода и более, вплоть до 4 % углерода, расковываются только по методу, разработанному Аносо- вым П. П., так как при попытках скрутить булатную заготовку вокруг своей оси и прочих «винтов с проворотом» эта заготовка разрушается. В этом я тоже убедился в процессе своей работы с булатом.

Величину узоров, состоящих из нитей и гроздьев цементита, Ано- сов П. П. описывает так: «Узор почитается крупным, когда достигает толщины нотных знаков, средним, когда не толще обыкновенного письма, и мелким, когда можно заменить его невооруженным гла- зом».

Читатель, в течение девяти лет, в результате упорного труда и ве- ликой преданности булату нашему русскому ученому Павлу Петро- вичу Аносову удалось разработать не только новый метод выплавки дендритных булатных сплавков, но и методы их ковки, расковки в булатные полосы, шлифовки, полировки, травления и закалки бу- латных изделий.

А булату, так трудно родившемуся во второй раз в Златоусте, выне- сут в далеком городе Санкт-Петербурге страшный вердикт: не нужен. И лишь в конце семидесятых годов 20 столетия, то есть почти через 150 лет, его возродит к жизни уже в третий раз кузнец-оружейник Вя- чеслав Иванович Басов, но этого факта у нас в России постараются тоже не заметить.



 
Besucherzahler Beautiful Russian Girls for Marriage
счетчик посещений